Акционеры одного из крупнейших российских агрохолдингов, группы ОГО, удивили конкурентов
02 авг 2006, 11:17
1292
На прошлой неделе акционеры одного из крупнейших российских агрохолдингов, группы ОГО, удивили конкурентов. Участники сельскохозяйственного рынка и не подозревали, что помимо агробизнеса ОГО серьезно занимается нефтехимией: как выяснилось, владельцы зерновой компании перерабатывали и продавали нефтепродукты, производили лакокрасочные материалы и поставляли крупным фабрикам химические компоненты.
Группа компаний ОГО была основана в 1988 году. По официальным данным, в группу входят ОАО "Агропромышленная компания ОГО", компания "Агропроминвест", компания "Центропродукт", компания "Заря-ОГО", торговый дом "ОГО-продукты" и ОАО "Новосибирскхлебопродукт". Основные направления деятельности- закупка и продажа зерна, производство и поставка муки и комбикормов, а также производство птицеводческой продукции.
До недавнего времени аналитики и участники рынка не подозревали о параллельном бизнесе, который ОГО развивала с самого начала своего существования. Однако на прошлой неделе компания выпустила сообщение о существенном факте, в котором сообщала о продаже неизвестному покупателю 100% акций ЗАО "Химлекс". На сайте проданной компании указано, что "Химлекс" был образован в 1998 году на базе отдела химических продуктов ОАО АТО ОГО, которая в свою очередь названа "крупнейшим российским трейдером на рынке нефтепродуктов". Из отчетности компании следует, что в следующем году на основе второго, сельскохозяйственного отдела того же ОАО АТО ОГО была создана зерновая компания ОГО.
После юридического разделения двух бизнесов ОГО они не утратили друг с другом связь.
Так, у нынешнего "Транспромсервиса" и зерновой компании ОГО есть целый ряд совместных дочерних компаний. Аффилированность "Транспромсервиса" и зерновой компании ОГО "Бизнесу" подтвердили сотрудник "Транспромсервиса" и гендиректор "Химлекса" Александр Мурашов. По словам Мурашова, нефтехимическое направление ОГО развивало с самого начала деятельности компании. "Наша компания была "дочкой" нефтехимического подразделения группы - АТО ОГО. В 2002 году подразделение было выведено из состава ОГО и переименовано в "u1058 Транспромсервис", а "Химлекс" так и остался подконтрольной ему компанией",- говорит Мурашов. Прокомментировать смену собственника "Химлекса" гендиректор компании не смог, сославшись на отсутствие информации.
Второй бизнес ОГО был весьма разнообразен. "Транспромсервис" занимается самыми разными сегментами химической промышленности: от переработки сырой нефти по давальческим схемам на НПЗ, принадлежавших НК ЮКОС, до производства лакокрасочных материалов, резины и каучуков. Финансовые показатели "Транспромсервиса" не раскрываются, последняя официальная информация о выручке компании в системе "Интерфакс-СПАРК" датирована 2002 годом. Тогда выручка "Транспромсервиса" составила около $50 млн.
Официально сотрудники ОГО комментируют параллельный бизнес скупо. Однако бывший менеджер компании вспоминает, что целый ряд нынешних агрохолдингов формировался на основе нефтяных компаний: "Например, компания "Агромаркеттрейд", включающая трейдера "Агрико", изначально называлась "ЛУКОЙЛ-маркет", похожие компании работали на базе ЮКОСа и "Альфа-Эко"".
Нефтяники получали квоту на поставку горюче-смазочных материалов на внутренний рынок, а оплату получали в виде натуральных продуктов, в основном зерна, которые необходимо было реализовывать, объясняет собеседник "Бизнеса" появление у ОГО непрофильного направления. Он вспоминает, что нефтехимическое направление ОГО возглавлял нынешний председатель совета директоров и совладелец компании Илья Карпов. "Некогда направление было самым рентабельным, поэтому позднее Карпова назначили гендиректором группы ОГО. Однако впоследствии нефтехимическое направление решили сворачивать",- говорит бывший менеджер ОГО.
Участники зернового рынка удивлены тем, что группа ОГО на протяжении почти десятилетия занималась непрофильным бизнесом. "Странно, но я об этом никогда не слышал. Их всегда знали на рынке именно как зерновиков",- говорит исполнительный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. Ему вторит гендиректор компании "Техномол" (производитель оборудования для пищевой промышленности) РоманДон: "Иметь в управлении солидную нефтяную компанию и держать это в секрете столько лет- непростая задача". "Молодцы, очевидно, им хватило скромности об этом не рассказывать",- говорит гендиректор "Техномола". А Андрей Сизов отмечает, что желание агрохолдингов сосредоточиться на основной деятельности логично. "После первоначального набора активов компании постепенно начинают выстраивать свой бизнес более логично и избавляются от непрофильных активов. Зачастую это связано с тем, что компания пытается быть более прозрачной для дальнейшего выхода на IPO".
"Газета Бизнес"
Новости
meatinfo
– читайте в нашем телеграм канале
Подписаться