Новосибирская область: вторая молодость «голландских балерин»

Фильтры

Регион

Новости

Новосибирская область: вторая молодость «голландских балерин»

Коллектив Посевнинской птицефабрики Черепановского района полностью обеспечил птичье царство зерном собственного производства. Это — единственный пример среди птицеводов области. А в 1999 году здесь не оставалось и самих кур, не говоря уж о производстве зерна. Старейшая фабрика восстала из пепла.



7500 гектаров пшеницы — серьезная заявка на новую отрасль, растениеводство. Правда, когда смотришь на зерно нового урожая, что-то кажется необычным. Точно, зерно не золотое, как мы привыкли его называть, а бурое, темное. Однако цвет зерна совсем не смущает заместителя генерального директора птицефабрики Артёма Колесникова. Артём Сергеевич — молодой агроном. Ещё в позапрошлом году он был назван лучшим молодым механизатором области — за высокий намолот зерна в уборку на комбайне «Енисей» — так Артём отработал студенческую практику. Он и в агрономы пошёл учиться после французской школы, хорошо владея французским языком. И ни о чём не жалеет. Сейчас Артём — заместитель у своего отца — Сергея Колесникова. Увлечён проблемами всей птицефабрики, успел исколесить обширные зерновые поля, на которых «Енисеев» уже нет — их сменили более мощные комбайны.

«Мы выращиваем фуражную пшеницу сорта “омская кормовая”, — с удовольствием посвящает Артём в агрономические новинки. — Для кормления птицы нужна не клейковина, а белок, так называемый протеин. Поэтому мы и разводим пшеницу с высоким содержанием протеина. С учётом климата, чтобы созревание зерна не затягивалось, и не осложнялась уборка, тщательно отбираем сорта. В этом году впервые получили более 33 центнеров зерна с гектара». — «Артём, вам друзья не говорят, что вы сразу попали под папино крыло, на хорошую должность, карьера, можно сказать, обеспечена?» — «Знаете, сначала некоторые из них морщились, когда я работал на комбайне. А под отцовским крылом с меня спрос двойной — только и всего». — «Вы сегодня самые крупные землевладельцы в районе?» — «По-моему, да. А 10 лет назад, когда мой отец пришел сюда директором, здесь обрабатывалось только 400 гектаров», — с нескрываемой гордостью замечает Колесников-младший.

Старший Колесников, Сергей Алексеевич, застал на месте Посевнинской птицефабрики пустые полуразрушенные птичники. Совершить на пепелище обыкновенное экономическое чудо, но в чисто российском варианте, помогли личные, доверительные отношения с директором Октябрьской птицефабрики Олегом Подоймой. Октябрьские птички стали заполнять посевнинские птичники. И вот теперь, годы спустя, Сергей Колесников уже может вернуть свой долг — направить в октябрьские птичники ценные посевнинские зёрнышки — бурой кормовой пшеницы, богатой протеином. Тем более что Колесников и Подойма — по-прежнему вместе, Посевнинская и Октябрьская птицефабрики — в одном холдинге. Вместе они — сила. Хотя Колесников-старший имеет и личные достижения, в том числе в освоении 12 тысяч гектаров брошенных земель. Надо сказать, что областные птицефабрики, занимающие четвертое место в России по объёмам производства птичьего мяса и яиц, обеспечены собственным зерном в среднем лишь на 40 процентов. Что же за манна небесная свалилась на «Посевнинскую»?

«Основные наши земли принадлежали бывшему ОПХ “Посевное”, — рассказывает генеральный директор птицефабрики Сергей Колесников. — Совсем недавно мы их оформили в аренду на 49 лет». «Значит, знаменитого ОПХ, поставляющего элитные семена, больше нет?» — невольно сожалею я. «ОПХ уже не существует лет пять, — слышу в ответ. — И почти столько же его земли были брошены. Причём некоторые поля не обрабатывались более 10 лет! В этом году мы их, наконец, засеяли». Себестоимость зерна на Посевнинской птицефабрике который уже год — менее двух рублей за килограмм. Немногие могут похвастаться такими затратами. Средняя цена фуражной пшеницы на рынке в последние годы — четыре с половиной рубля. Птицеводы убедились: гораздо выгоднее кормить птицу собственным зерном. Два года на «Посевнинской» сеют подсолнечник. «Для нас это тоже очень интересная культура, — доволен Колесников-старший. — Для выращивания бройлерных цыплят требуется очень большое количество подсолнечного масла. В месяц наша фабрика “съедает” 50 тонн масла! Мы начали производить семечки подсолнечника и научились скармливать их птице. В этом году посевы подсолнечника расширили. Так что экономика растениеводства влияет на экономику птицеводства и наоборот».

Сократив почти вдвое затраты на корма, руководство птицефабрики позволило себе амбициозный и недешёвый проект по модернизации птичников и замене птичьего поголовья. Об этом с нескрываемым восторгом отзывается начальник облсельхозуправления Георгий Иващенко: «Область имеет сегодня одну из лучших в России птицефабрик с испанской технологией содержания птицы. Обычно в таком птичнике сидит 29 тысяч голов. Здесь после реконструкции — 60 тысяч, представляете? Стены — те же, а птицы — вдвое больше, ухаживает за ней меньшее количество людей, затраты на производство — значительно меньше». «Испанцы, конечно, молодцы, — вмешивается Сергей Колесников, — но и собственные головы и руки есть еще куда приложить». Сергей Алексеевич объясняет суть новой технологии содержания птицы. Чтобы посадить маленького цыплёнка в птичник, ему нужно создать условия — температура воздуха должна быть плюс 32 градуса. А на улице в это время, допустим, минус 10. «Раньше подобную технологию пробовали осваивать на племзаводе в Кольцово, но она там не пошла, — вспоминает Колесников-старший. — А мы её внедрили практически во всех помещениях, где содержим бройлеров. У нас стоят теплообменники. Они “выбрасывают” из помещения загазованный, теплый воздух и отдают своё тепло со свежей порцией воздуха. За счёт них мы существенно, до 40 процентов, снижаем затраты на обогрев». Такая экономия позволяет уже ряд лет вводить новые помещения для птицы, но при этом не увеличивать потребление электроэнергии по всей фабрике! «Сегодня у нас процентов 60 оборудования — импортное, — с удовольствием отмечает генеральный директор. — А оно требует меньшего количества людей, меньше затрат тепла и электроэнергии, да и работать в птичнике с таким оборудованием комфортнее».

Теперь понятно, почему уже в начале октября коллектив «Посевнинской» «перешагнул» прошлогодние объёмы производства. До конца 2009 года здесь должны получить 70 миллионов штук яиц и 4500 тонн мяса бройлеров. В Новосибирской области до последнего времени производили одновременно мясо птицы и яйцо только на этой птицефабрике. Остальное птицеводство строго специализировалось: на яичное или мясное. Так — проще. Но, как заявил президент Союза птицеводов области Александр Коротаев, и Чикская яичная птицефабрика не будет полностью перепрофилирована на производство мяса, как планировалось после её продажи. Там инвестор тоже не скупится на современные технологии. А на «Посевнинской» новые технологии и современное оборудование зарабатываются всем коллективом в 470 человек во главе с Сергеем и Артёмом Колесниковыми.

«Сегодня на “Посевнинской” сидит самый современный кросс птицы — голландский хайсес (или голландская балерина), — рассказывает Александр Коротаев. — Молодняк поставляется сюда с Новосибирского госплемптицезавода. А в Сибирь завозится из-за границы самолётом яйцо. В последнее время доставляются племенные птенцы». «Александр Георгиевич, я больше люблю покупать белое яйцо. Некоторые покупатели, кстати, считают, что оно лучше коричневого, это так?» — интересуюсь у президента Союза птицеводов. «Качество яиц абсолютно одинаковое, — развеивает миф Коротаев. — Просто кросс сидит на фабрике белоскорлупный и цветной, а порода — одна». — «Сколько же живёт такая птица?» — «Обычно на промышленных фабриках птица используется до 18 месяцев».

Посевнинская птицефабрика, которую любит посещать глава птицеводов области, отличилась и еще одним ноу-хау в содержании птицы. Это единственная в НСО фабрика, где используется линька птицы, причём даже двукратная. «18 месяцев прошло — птицу по определенной технологии не кормят, не поят, и она сбрасывает всё перо, — объясняет Александр Коротаев. — Начинают кормить — опять обрастает. Слабая птица вымирает, а та, что приобрела новый покров, с новой силой, как будто вторую молодость обрела, начинает нестись. Американцы, кстати, делают большую ставку на линьку. Кросс в этом случае не надо покупать часто. И после линьки курица даёт более крупное яйцо». На «Посевнинской» провели эксперимент. Сначала заставили курицу-несушку полинять один раз, потом — два раза. «И сегодня здесь птицу бьют в 30 месяцев — фантастика!» — оценивает Коротаев заслуги тех, кто возродил птицефабрику.

Даже в самые сложные времена из наших домашних холодильников не исчезали яйцо и птичье мясо. Птицеводство — рентабельная и «скороспелая» отрасль. Но прорыв и новые технологии здесь всегда обеспечивали продвинутые управленцы.

Источник: vedomosti.sfo.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Приоткрываем завесу будущего

Тренды в мясопереработке
ЧИТАТЬ