Новосибирская область: страусам не страшны морозы

Фильтры

Регион

Новости

Новосибирская область: страусам не страшны морозы

Телята на длинных ногах.

Я бывала здесь раньше, и всякий раз, проезжая мимо, думала с грустью, что былые рекорды ушли в песок. А недавно с радостью прошла через знакомую проходную. Комплекс снова под охраной, здесь кипит жизнь — птичья. Пока шла по первому снегу в контору к Ольге Кравченко — она возглавляет созданное здесь фермерское хозяйство, полюбовалась на фазанов. Они «накрыты» сеткой на большой снежной поляне с деревьями, насестами и домиками. Сетка — мелкая, я не сразу просунула через ячейку объектив фотоаппарата. Красивые пестрые птички почти не реагировали на постороннего человека.

А кто там, в дальнем вольере? Телята? Ба, да они на длинных ногах. Страусы! «Живьём» я вижу их впервые. Позднее Ольга Кравченко покажет мне картинку на компьютере в своем кабинете: страусят привезли из Тамбова в двухнедельном возрасте, крохотные серые комочки. Это было в октябре 2008-го. За год страусята превратились в «подростков» весом 100 и более килограммов, высотой 2,2 метра, и еще подрастут — до 2,5—2,7 метра. «Сибирские морозы им не страшны, — рада за питомцев Кравченко. — До минус 25 градусов выпускали на улицу и малышей, а если температура ниже, тогда они находятся в помещении». Днем страусы гуляют, ночью — под крышей.

Ольга Александровна живет в Ордынском, работала бухгалтером у инвестора, главы компании «Техносиб» горожанина Александра Смелягина. После покупки комплекса Александр Анатольевич организовал в одном из помещений выпуск «небесного фонарика». По словам Кравченко, он взлетает в небо с разными поздравительными надписями на бумажном куполе «по принципу пиротехники». Фонарик по-прежнему выпускается, но рядом появилась экзотическая птица. «Это все идеи Александра Анатольевича, — хвалит инвестора Ольга Кравченко, перешедшая из “бухгалтера в директоры” птичьего царства. — По этим видам птиц нет конкуренции — поэтому мы и завезли их. Сейчас у нас более 30 страусов, две с лишним тысячи фазанов и около 30 тысяч перепелов. К перепелкам я вас не пущу, там очень строго с санитарией».

Кравченко подводит меня к вольеру со страусами. Входить туда нельзя не только из-за санитарных правил. Страусы различают чужих и своих по одежде и голосам. Поэтому ухаживают за ними одни и те же люди, постоянно — в одной одежде. Чужого крупные птицы могут ударить сразу двумя ногами. Но, к счастью, такого ЧП пока не было. Ольга Александровна поднимает руку к краю высокой сетки, и несколько птиц сразу тянут к ее пальцам раскрытые широкие клювы. Клювом они могут ущипнуть, но не сильно. «Какие у них головки маленькие!» — поражаюсь я. «Откуда быть большой голове, если в ней мозгов всего 30 граммов», — откликается знающий теперь о страусах все директор. «Страус — очень любопытен, — продолжает Ольга Александровна. — Когда для них строятся вольеры или еще что-то — все должно быть на саморезах. Гвозди страус вытягивает из доски. Вольер нужен очень чистый, никаких камешков. Летом мы их постоянно лопухом кормили. Самая любимая еда африканского страуса — сибирский лопух. А зимой измельчаем овощи, делаем салат и с комбикормом даем. Еще они сено едят».

Узнаю, что самцы бывают воинственны, но не часто. Когда они сердятся, то ухают друг на друга — издают гортанный звук. А маленькие страусята курлычут, как журавли. Еще, удивлялись их хозяева, страусы оказались любителями надоевшей нынче всем дождливой погоды. В дождь ложатся в лужи и собирают на себя крыльями воду — купаются! Целый день страусы ходят по вольеру: поедят, полежат, побегают. Эта птица разгоняется до 60—70 километров в час и не умеет «тормозить». Поэтому вольер должен быть длинным, чтобы страус не ударялся о «стенку». Такой в Чернаково и сделали — птицы чувствуют себя прекрасно.

«Ольга Александровна, а что было для вас самым неожиданным в общении со страусом? Может быть, самым страшным?» — «У страуса очень высокий травматизм. Если он упадет, то может сломать ногу и лечить ее не подпустит. Поэтому в вольере не должно быть гололеда, нужна ровная поверхность. Хотя страусы могут ударить ногами очень сильно за счет мышц и сухожилий, у них очень хрупкие ноги. Кость — трубчатая, пустотелая». Весной страусов разделят по вольерам — живут они семьями: две самки и один самец. Если три самки, то яйцо они дадут неоплодотворенное, негодное для инкубации. Весной чернаковские страусихи начнут уже нестись. Одно яйцо весит 1,7—1,8 килограмма и заменяет 38—40 куриных. Варится такое яйцо 1 час 10 минут. Но страусоводы (ближайшая ферма — в Тюмени) выращивают птиц не для яйца, а чтобы продавать молодняк и мясо. «Мясо страуса — диетическое, без холестерина, имеет жиринку, но очень вкусное, — Ольга Кравченко уже пробовала его сама. — По внешнему виду оно похоже на молодую телятину, но в нем много желе». Из 38 завезенных страусов пришлось забить из-за травматизма несколько голов, так что мясо уже оценили и некоторые покупатели.

Ольга Кравченко рассуждает трезво: «Пока не загадываем по страусам ничего. Увеличим поголовье — сертифицируем мясо. Будет расфасовка для магазинов. И молодняк начнем продавать населению». «Как скоро это случится?» — «Посмотрим, как они будут нестись. Страус живет 70 лет. 40 лет каждая самка дает инкубационное яйцо. Это — долговременная птица». И все-таки я пытаю бухгалтера и директора Кравченко: стоит ли овчинка выделки? Будут ли оправданы вложения в диковинную птицу, а инвестор пока только вкладывает и вкладывает ресурсы в наращивание поголовья всей фермы. Ольга Александровна приводит в ответ такую арифметику. На мясо страус до 110—120 килограммов вырастает за год. Чистого филе в этом весе — от 30 до 40 килограммов. Среднероссийская цена на филе — 750—800 рублей за килограмм. В первый год страусиха принесет 6—7 яиц всего. Потом ее продуктивность может доходить до 20 яиц в год. «Если корова дает в год одного теленка, то от страусихи таких “телят” можно вырастить несколько», — обращается Кравченко к моему сравнению годовалых “подростков”-страусов c телятами. С уважением смотрю на любопытных длинноногих птиц за сеткой вольера: не зря для вас лопухи по всей округе собирали!

В природе не стало фазанов…


Спокойные, инфантильные фазаны тоже отлично себя чувствуют под мягким снежком с неба. Родителей их привезли из того же Тамбова. Поголовье фазанов с двух тысяч будет увеличено в 2010 году до 20 тысяч — на мясо и живую мишень для охотников. «Фазаниха дает до 50 яиц в год, несется с весны до середины лета, — продолжает поражать своими познаниями Ольга Кравченко. — Фазаны пока идут в основном для охотников. Они приобретают птицу, едут на платные полигоны и по ней охотятся. В дикой природе не стало птицы. Ну и рестораны уже закупали у нас фазанов в пере и без пера. Мы в этом году готовим клиентов, а в 2010-м начнем массово с ними работать».

Перепелов выращивали сами работники фермы — яйцо для инкубации завозили из Подмосковья, Омской и Воронежской областей. Удивляюсь, как много сделано за год, хотя официально предприятие зарегистрировано только в феврале 2009-го. Когда я говорю Кравченко, что в области разводят перепелов, она отвечает: «В личных хозяйствах — да. Но они нам не конкуренты. У нас поголовье большое». Пока инвестор обходился в птичьем царстве без кредитов. Но, предполагает Ольга Александровна, придется кредитоваться. Для перепелов они хотят купить линию в Питере, где только и производят в России такое оборудование для них. Автоматизированные кормление, поение и пометоудаление. «Есть в стране еще такие фермы, как ваша?» — «В Воронежской области есть перепелиное хозяйство — там получают миллион яиц в год. Мы хотим по реализации перепелиного яйца дойти до 300—500 тысяч штук в месяц, плюс мясо».

Даже не верится, что никаких особых проблем за год работы основатели нового производства не испытали. Во всяком случае, жалоб я от Ольги Кравченко не услышала. Ухаживает за птицей местное население — более 20 человек. Правда, приходится бороться с любителями спиртного: таких не держат. С кормлением птицы — все четко и по науке. Зерно закупают у фермеров. Комбикорма со всеми добавками изготавливают сами: есть мельница и свой кормоцех. Рационы для каждой возрастной группы разрабатывает зоотехник. «У нас зоотехник и ветврач в одном лице — это птицевод из Новосибирска Ирина Амзорова, она не одну птицефабрику курирует, очень хороший специалист. Два раза в неделю приезжает — нам хватает», — довольна Ольга Кравченко. Часто бывает на ферме и хозяин, инвестор Александр Смелягин: «Он сейчас абсолютно в курсе всего!».

Новая цель — завезти в 2010 году цесарок. «Нам нужна племенная птица, поэтому нашли институт генетики в Подмосковье, — раскрывает планы Кравченко. — Цесарки тоже на мясо и яйцо. Мясо у них — белое, деликатесное и сочнее, чем у курицы».

Уверены: все получится!

Безусловно, не стоило инвестору заводить такое птичье поголовье, если бы он сразу не рассчитывал на переработку продукции. Современное оборудование заказано и изготовлено в Москве. Естественно, увеличивается и штат работников. «В забойный цех примем минимум двух человек, на фасовку еще двух, — Ольга Кравченко уже определилась с людьми. — В ноябре выдадим первую продукцию по перепелам — тушки в специях и без них, охлажденные и замороженные. Перепелиное яйцо мы уже фасуем в “подложки”. Если будут заказы на тушки фазанов — тоже их расфасуем». Сомневаюсь, найдутся ли желающие покупать страусиное мясо: дорого. «Думаю, найдутся, — уверена директор. — Рестораны, да и крупные магазины, если фасовку сделать небольшую».

Кравченко уверена: у них все получится. Тем более что им во всем помогает местная власть. «Как вас инвестор уговорил за все это взяться?» — поражаюсь энергии и оптимизму Ольги Александровны. «Само собой получилось, — отшучивается она. — Я дома постоянно держала кур и гусей». — «А теперь уже не держите?» — «Нет, мне тут хватает, такое поголовье, — смеется директор. — Но ни грамма не пожалела, что взялась, работа очень интересная. Тот же страус — диковинка, в России его немного». Сама Ольга Кравченко страусов не боится. «Меня они приняли, — снова поднимает она пальцы к смешным клювам над сеткой. — Я только к вольеру подхожу, они уже голос мой узнают».

Источник: vedomosti.sfo.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Приоткрываем завесу будущего

Тренды в мясопереработке
ЧИТАТЬ